Отрывок из книги "Киев бомбили... Оборона столицы Советской Украины"
06.09.1941, военком 2-й эскадрильи 43-го иап старший политрук Дмитрий Пантелеевич Панов, 31 год
Утром разведка донесла, что немцы снова наладили переправы в районе разрушенного Окуниновского моста. Требовалось все начинать по новой. На штурмовку вылетела их эскадрилья в составе пяти «чаек», которые пилотировали комэск В.И. Шишкин, его зам — М.С. Бубнов, адъютант комэска В.И. Шлемин, Дмитрий и командир звена И.В. Фадеев.
Квинтэссенцией немецкого порядка оказалась работа транспорта вермахта. Четко и организованно соблюдая равные дистанции по понтонам шли машины. На берегу ожидали своей очереди другие грузовики, танки, пушки, пехота.
С земли с приближением самолетов ударили десятки орудий, сотни пулеметов и винтовок. «Чайки» выбрали цель — скопившийся перед переправой немецкий полк. Дорога к переправе здесь проходила по дну глубокого оврага, из которого некуда было скрыться. Войска оказались в естественной ловушке, по которой «чайки» одна за другой выпускали огненные стрелы своих «эрэсов» и затем поливали огнем всех своих четырех пулеметов ШКАС.
Атака прошла удачно, но на обратном пути летчики обратили внимание, что самолет Васи Шлемина ведет себя как-то странно. Комэск приблизился к нему, голова пилота была закинута за бронеспинку кабины и свисала на левый борт самолета. Ему пытались показать, чтобы он снижался и шел на вынужденную, но летчик уже не подавал признаков жизни. В какой-то момент его «чайка» ускорилась с резким снижением метров на 900, затем пролетела полтора километра на бреющем. После этого она взмыла на 600 метров, полностью потеряв скорость, сорвалась в крутое пике и, врезавшись в землю, исчезла в огненном шаре взрыва. Окуниновский плацдарм взял с дивизии еще одну свою кровавую жертву. Всего в боях за этот проклятый клочок земли они потеряли 11 «ишаков» и «чаек» вместе с пилотами.
В тот же день 2-я эскадрилья 43-го полка смогла поквитаться за погибшего товарища. Разведка донесла, что в районе Чернобыля немцы наладили переправу через Днепр, используя четыре захваченных больших грузовых баржи. Когда на землю уже опускались сумерки, на задание вылетели четыре пилота во главе с комэском Шишкиным. Немцы не ожидали, что почти в полной темноте их может кто-то атаковать с воздуха — две полные баржи находились на середине реки, а две как раз грузились, когда над ними появились четыре «чайки». Никакой зенитной артиллерией прикрыть переправу противник не успел или не посчитал нужным.
Пилоты не спешили. Они расчетливо, наработав за последние две недели большой опыт ведения огня «эрэсами», легли в правый пеленг с севера на юг и один за другим открыли огонь сериями по два снаряда, выбирая цели по мере их поражения. Первые пары, выпущенные комэском и Дмитрием, легли точно по центру первой баржи, от чего та тут же разломилась напополам и затонула. Вторые две пары серий легли по второй барже, и она тоже пошла ко дну. Остальные два пилота «обработали» баржи, причаленные к берегу, с которых в спешке разбегались те, кто успел на них погрузиться. Огненные «эрэсы» и трассеры пулеметных очередей ярко рассекали темный вечерний воздух, но рассмотреть результаты атаки было уже невозможно.
«Чайки» сделали еще несколько заходов, поливая огнем пулеметов сотни голов барахтавшихся в воде немцев, которые не утонули вместе с баржами и пытались добраться до берега вплавь.