Русский штык на чужой войне. Белоэмигранты в Испании

Русский штык на чужой войне. Белоэмигранты в Испании

Отрывок из книги Сергея Балмасова «Русский штык на чужой войне»

События 1936 г. в Испании были восприняты многими белоэмигрантами как продолжение гражданской войны «против красных», которую они еще недавно вели на просторах своей Родины.

Не случайно, что среди добровольцев оказалось немало тех, кто до войны имел неплохой заработок, но бросил свои теплые местечки и вступил в испанскую армию рядовыми, чтобы, ежесекундно рискуя жизнью, бороться с врагами.

штык1

Франсиско Франко

Лозунги Франко также сильно напоминали им идеологию белых генералов: «За единую страну», «война до победы над коммунистами» и т.д. Показательно, что в белоэмигрантской прессе он нередко именовался «испанским Корниловым», а франкисты — «белогвардейцами».

Соответственно, многие белогвардейские организации, особенно правые, одобрили лозунг испанского генералиссимуса, заявившего, что его война является «крестовым походом против коммунизма» и поддержали его.

При этом белоэмигрантка О.Д. О-Доннель (дама-патронесса русских добровольцев) свидетельствует об авторитете у белогвардейцев каудильо: «Один из генералов, близких к главе национальной Испании, сказал нашей соотечественнице, что генералу Франко со всех концов мира получает от русских эмигрантов приветствия. Многие эмигранты посылают ему Георгиевские кресты, Георгиевские медали, как самое дорогое, что у них осталось… Генерал этот сказал нашей соотечественнице, что сам Франко был чрезвычайно тронут столь многочисленными знаками внимания со стороны русских эмигрантов».

штык2

Крестьяне! Земля принадлежит вам! Плакат ПОУМ на каталанском языке, 1936

Сами же участники событий свидетельствовали, что многое из происходившего в Испании до боли напоминало им гражданскую войну в России: разорения храмов, красный и белый террор, кровавые бесчинства с той и другой стороны, включая аресты и расстрелы, и т.д.

Сходство добавляло и массовое прибытие в Испанию зарубежных граждан, использовавшихся обеими сторонами. У республиканцев — «интернационалисты», у Франко — «волонтеры» (нередко наемники, прибывшие воевать за деньги).

Вообще наши соотечественники были представлены в формированиях местных монархистов (карлистов), рекете, а также в регулярных войсках, включая сухопутные силы и авиацию. Но особенно заметным было пребывание наших соотечественников в Испанском иностранном Легионе.

Но не все из поехавших на испанскую войну отправились туда исключительно из благородных идей. В немалой степени на «испанский выбор» повлиял и материальный фактор. Состоятельные люди вроде того же Барка, сына царского министра, ради борьбы «против красных в Испании» бросившего бизнес на Мадагаскаре, были скорее исключением. Многие русские добровольцы, не исключая и самого Николая Шинкаренко, находились в отчаянном материальном положении.

штык3

Николай Всеволодович Шинкаренко

Так, один из самых известных русских «испанцев», белый генерал-майор Шинкаренко, был вынужден пойти туда добровольцем, чтобы просто выжить. Это подтверждают документы, в частности, переписка его матери с другими белоэмигрантами, в том числе и с бежавшей от большевиков женой Брусилова. Незадолго до начала Испанской войны семья Шинкаренко находилась в отчаянном положении: их магазин во Франции прогорел, квартиру пришлось продать.

Сам Николай в 1934 г. лишился прежней хорошей работы во французском банке. Бывший генерал и его мать в буквальном смысле тогда питались впголодь, и вскоре, чтобы не обременять своего сына, она ушла в монастырь.

Вернуться на Родину, захваченную своими врагами-большевиками, он не хотел, хотя и были примеры, когда некоторые белые генералы, например, Слащев или Скоблин, соблазнившись посулами большевиков, переходили к ним на службу. К тому же он прекрасно знал, что все «возвращенцы» подвергались репрессиям. Так, его племянник, живший в СССР, подвергался гонениям за принадлежность к семье белого генерала, был арестован и отправлен на поселение.

Поэтому для него и некоторых других белогвардейцев поступление в испанскую армию стала выходом из тяжелого материального положения. Записавшись «в испанцы», они получали свой кусок хлеба — паёк, а кое-кто и немалые для еще не оправившейся от мирового экономического кризиса, деньги.

Больше об участии выходцев из России в конфликтах межвоенного периода 1918-1939гг. – в книге «Русский штык на чужой войне»