Отрывок из книги Игоря Шнуренко "Демон внутри. Анатомия искусственного интеллекта"
Под трендовыми названия «цифровая экономика» и «экономика внимания» скрывается модель эксплуатации, характерная для старой доброй экономики извлечения ресурсов. «Лукойл» и «Шелл» добывают, забираясь все глубже и дальше, нефть, выкачивают ее и продают. Для «Гугла», «Фейсбук», «Инстаграма», «Твиттера» и других компаний «экономики внимания» природным ресурсом служит человек, его время и контент, который он создает.
Пользователь владеет собственным контентом весьма условно, данные его профиля, содержимое постов, реакции на контент, эмоции, выражающиеся эмотиконами — все это открыто потребляется самой платформой, классифицируется, разбивается на части, упаковывается и продается, переупаковывается и перепродается. В обмен на то, что вы даете себя потреблять, вам предоставляется право бесплатно пользоваться некоторыми услугами.
Человек — это новая нефть, ценнейшая в экономике больших данных, но он еще не осознал своего превращения в товар. Есть попытки создания на блокчейне платформ по модели вклада, где пользователи являются владельцами созданного ими контента и получают за него вознаграждение. Впрочем, пока что у создателей таких платформ не получается масштабировать свою модель — возможно потому, что они не обладают столь значительными средствами, как ведущие соцсети.
В системах с использованием искусственного интеллекта это происходит еще более явственно.
Наша история началась с Даниэль, хозяйки дома, где установлена система Echo. Она оплачивает работу устройства как потребитель услуги и клиент компании. Но Amazon зарабатывает на ней и в скрытой форме, используя ее как человеческий ресурс.
Ее голосовые команды поступают в центр обработки данных Amazon, анализируются там и хранятся для пополнения базы человеческих голосов, эмоций и инструкций, которая потом используется для машинного обучения нейросетей. Хозяйка дома является неоплачиваемым тренером искусственного интеллекта и осуществляет за свой счет уход и электропитание устройства.
Поставляя компании бесплатный контент, она к тому же служит объектом постоянного анализа и таргентинга. Она также бесплатно работает как оценщик качества ответов Алексы, их полезности и своевременности, тем самым помогая Amazon совершенствовать системы распознавания и обработки речи.
Есть ключевое отличие систем с искусственным интеллектом от других технологий: они сами потребляют, анализируют и оптимизируют содержание, созданное человеком по всем каналам, его речь, изображения и видео. Таким образом, технически потребитель становится частью системы, которая может его эксплуатировать, не сообщая ему об этом.
Греческая химера, мифологическое животное, была частично львом, козлом, змеей и драконом — точно так же пользователь Алексы является для ИИ-индустрии одновременно потребителем, ресурсом, работником и продуктом.