Крым 1941: воздушный щит

04.05.2020 14:45
Поделиться:
Крым 1941: воздушный щит

Отрывок из книги Анатолия Юновидова "Крым 1941. Битва за перешейки".

Развернутая в Крыму группировка наземных войск не имела собственной авиации, что существенно снижало ее боевые возможности. Считалось, что для прикрытия полуострова достаточно воздушных сил Черноморского флота. А они действительно были немалыми. Флот имел в своем распоряжении семь авиационных полков, десять отдельных эскадрилий и два авиаотряда.

Большая часть этих сил была сосредоточена в Крыму, где развернули два истребительных и два бомбардировочных авиаполка. На аэродромах полуострова находилось около 130 бомбардировщиков и 200 истребителей.

Оба истребительных авиаполка, базировавшихся на полуострове, 8-й и 32-й, были организационно подчинены начальнику района ПВО Главной базы Черноморского флота. Они выполняли задачи по прикрытию главной базы и не готовились для поддержки наземных войск.

Истребительные полки были вооружены в основном устаревшими истребителями И-16 и И-153. Правда, в 32-м ИАП имелись 12 истребителей МиГ-3. Этот полк, 1-я эскадрилья которого была частично перевооружена новыми истребителями, являлся и наиболее боеспособным. Часть его эскадрилий предназначалась для ночных действий и имела достаточную для выполнения таких задач подготовку.

8-й ИАП был значительно менее боеспособным. Он был сформирован относительно поздно, в конце 1939 года, и дважды подвергался чувствительным реорганизациям. В 1940 году из состава полка была выведена 5-я эскадрилья, которую передали в распоряжение командира Керченской ВМБ. Новую эскадрилью начали формировать лишь в феврале 1941 года. Перед самой войной, в начале июня, из состава полка изъяли еще одну эскадрилью — третью. Она вошла в состав 3-го учебно-резервного авиаполка.

В 1-й и 2-й эскадрильях полка подавляющее большинство пилотов только что окончило авиаучилища и было способно летать лишь в простых условиях. Они имели в среднем лишь по 7 часов налета. При этом они вообще не прошли практической подготовки по боевому применению оружия. Лишь 30% пилотов имели необходимый уровень подготовки. При этом из 49 пилотов обоих полков, обладавших значительным опытом, в 8-м ИАП находилось только 14.

воздух2

Авиационная техника в истребительных полках была не только устаревшей, но и разнотипной. Помимо И-16, на вооружении также состояли истребители И-15 бис и И-153. Это сильно затрудняло эксплуатацию имеющегося парка и его боевое применение.

Помимо низкого уровня подготовки пилотов и слабости материально-технической базы, у морской авиации при прикрытии Крыма с суши возникали и другие проблемы, связанные со спецификой ее основных задач.

Основные аэродромы базирования морской авиации находились в районе Севастополя и юго-восточнее его. Это облегчало ведение действий по прикрытию главной базы флота, но крайне затрудняло ведение боевых действий в районе перешейков.

Ни бомбардировочная, ни истребительная авиация не готовились к штурмовым действиям по наземным целям. Ударная авиация отрабатывала лишь бомбовые удары с горизонтального полета по кораблям и военно-морским базам противника. Истребители же готовились только к перехвату бомбардировщиков противника и бою с прикрывающими их истребителями. Большинство из них вообще не имело бомбодержателей или узлов подвески реактивных снарядов. В составе авиации ЧФ также не было ни одного специального штурмового подразделения.

После начала войны ситуация начала несколько меняться к лучшему. В полки стала в значительных количествах поступать новая техника. Флот получил 40 истребителей Як-1 и 7 ЛаГГ-3.

Однако новая техника не была сконцентрирована в один кулак, а была равномерно распределена по всем трем полкам 62-й истребительной авиабригады. Это создало дополнительные трудности в их эксплуатации, снабжении запчастями и боевом применении.

Из-за различия в летных характеристиках самолеты разных типов с трудом взаимодействовали друг с другом во время боя.

Война изменила характер задач, ставящихся перед флотской авиацией, но поддержка наземных войск в их круг по-прежнему не вошла. Часть истребителей была переключена на противовоздушную оборону важных объектов полуострова, другая — на охрану конвоев между Севастополем и Одессой.

воздух3

Бомбардировочная авиация совершала многочисленные рейды вглубь румынской территории. Воздушное прикрытие в таких операциях отсутствовало, и не приспособленные для выполнения таких задач полки несли большие потери. Полки 63-й бомбардировочной авиабригады потеряли до конца июля 42 машины. Однако большую часть этих потерь удалось компенсировать поступлением 18 пикирующих бомбардировщиков Пе-2 и 12 СБ.

Понесли потери и истребительные полки. К концу августа в них осталось около 2/3 машин. По мере продвижения противника на восток ожесточение боев на прибрежном театре все более нарастало. Истребителям флота пришлось начать штурмовать наземные войска противника. Не имея соответствующей подготовки, они несли тяжелые потери. К началу сентября 9-й ИАП, активно действовавший на прикрытии наземных войск за пределами Крыма, потерял 51 истребитель и был отведен с фронта для переформирования.

Два оставшихся полка 62-й истребительной авиабригады, оборонявшие воздушное пространство Крыма и прикрывавшие главную базу флота, понесли меньшие потери. Но при переносе боевых действий на полуостров самостоятельно решить задачи по его прикрытию они бы не смогли. Поэтому в августе наконец было принято решение о создании собственных ВВС 51-й армии.

В их состав прежде всего был передан уже базировавшийся в Крыму 21-й дальнебомбардировочный полк, что само по себе являлось далеко не лучшим решением. Полк не был предназначен для выполнения задач непосредственной поддержки войск, что неизбежно должно было привести к большим потерям. Кроме него, в состав ВВС армии было передано два истребительных полка — 182-й и 247-й. Оба они были укомплектованы новой техникой и имели боевой опыт.

Прибывший 22 августа 187-й ИАП располагал 27 МиГ-3, однако его пилоты не имели боевого опыта. Но к моменту начала боев за перешейки полк уже успел его приобрести, так как ему сразу же пришлось принять участие в штурмовках немецких войск на Днепре. 6 сентября в Крым перелетел еще один истребительный полк — 247-й. Его летчики уже имели боевой опыт, который приобрели в первые недели войны.

Создание собственных армейских ВВС значительно усилило противовоздушную оборону полуострова. В целом по сравнению с предвоенным периодом численность авиации, непосредственно прикрывавшей Крым, значительно изменилась. Количество истребительных полков удвоилось. Изменился и их качественный состав. Часть из них была перевооружена современной техникой. Летный состав приобрел опыт выполнения различных боевых задач. Крымские летчики были способны как наносить удары по наземным войскам врага, так и защищать свои части от налетов вражеской авиации.

Но в целом предвоенные недостатки в организации и оснащении ВВС, а также в летной подготовке полностью преодолеть не удалось.

В частях по-прежнему не было штурмовых подразделений. Имевшаяся бомбардировочная авиация была мало приспособлена для действий в качестве фронтовой. Состав истребительных полков по-прежнему был разнороден, и новые машины по-прежнему приходилось использовать совместно с устаревшими. В условиях превосходства противника в живой силе и технике эти слабости порой приобретали критическое значение.

Заказать книгу "Крым 1941"

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, Вы соглашаетесь с политикой использования файлов cookie, обработки персональных данных и конфиденциальности. Подробнее