21 марта - всемирный день поэзии. И сегодня мы попросили нашего автора - поэта, писателя, журналиста Александра Пелевина - рассказать о роли поэзии в его новом романе.
Введенский и Поплавский. Они разные, но в чем-то и схожи. Так вышло, что это одни из любимых моих авторов XX века. Во время работы над «Четверо» показалось, что их стихи чем-то созвучны замыслу романа. Поэтому было решено сделать их частью текста - в плане стихотворном, и даже частью сюжета - в плане символическом.
Почему Введенский?
Обэриут Александр Введенский стоит особняком не только от классической и даже футуристической поэзии, но и от своих соратников Хармса и Заболоцкого. Обэриуты играли с абсурдом; для них это было что-то вроде интересного инструмента, который можно замкнуть на себя и наблюдать, как оно играет. Введенский в своем абсурде видел цель и средство.
Смысл любой поэзии - в том, чтобы вот этими буквами и словами передать некое ощущение, слепок настроения, фотографию состояния. Инструменты и материалы для этого используются самые разные.
Для Введенского абсурд был тем строительным материалом, который должен передать атмосферу страха, краха, обрушения, апокалипсиса. Слово у Введенского перестает быть самим собой и становится одновременно материалом и инструментом, чтобы вылепить нечто непознаваемое логикой, но ощутимое на бессознательном уровне.
Простые бытовые вещи, соединяясь с божественным и символическим, в его стихах перестают играть назначенную им роль и служат одной цели - рассказать о боге, смерти и времени.
Стихотворение «Гость на коне», как и многие другие вещи Введенского - самый настоящий шаманизм, когда из, казалось бы, абсурдных фраз, которые ничего не должны значить сами по себе, вырастает нечто непознаваемого умом, ощущаемое на уровне печенок, угрожающее обвалиться и затоптать.
Введенский спустя десятилетия отозвался в песнях группы «АукцЫон» и творчестве Егора Летова.
Почему Поплавский?
Борис Поплавский, поэт, декадент, эмигрант, необычайно музыкальный, унаследовавший свою линию и от русского Серебряного века, и от французских «проклятых поэтов».
Поплавский и жил, как типичный «проклятый поэт», и даже умер точно так же - по некоторым данным, надышавшись эфиром на какой-то богемной квартире в эмиграции.
У Поплавского, как и у Введенского - свой крах, своя смерть и свое обрушение. Стихи его очень точны и музыкальны, он обладал даром вылепить из слов и звонкий ритм, и атмосферу, и ощутимый визуальный ряд. Даже там, где, казалось бы, образы смазываются в наркотической пелене, где «зеленый снег идет на ветви», все равно остается музыкальность и визуальность.
Поплавский - это стихи отчуждения, отрешенности, выдумок и фантазий, мыслей о чуде без надежды на него.
В 2010 году композитор Давид Тухманов записал на его стихи потрясающий альбом, о котором до сих пор почти никто не знает, и назвал его «Танго снов Бориса Поплавского». А альбом великолепный, это один из лучших альбомов на стихи, записанный в России вообще. Послушайте обязательно.
Роман Александра Пелевина «Четверо» в нашем интернет-магазине https://5rim.ru/product/chetvero/