Отрывок из книги Ирины Метелёвой "Бич Божий. История чумы"
Интересен и фантасмогоричен «противочумный костюм» средневековья. Историки до сих пор спорят, когда же точно он появился. Сюрреалистический фасончик в стиле жесткого хардкора оказался живучим сочетанием средневековых предрассудков и разумных санитарно-эпидемических требований. Костюм чумного доктора включал, во-первых, причудливую маску с клювом — респиратором, что делало их похожими то ли на гигантских воронов, то ли на древнеегипетских птицеголовых божеств. И хоть дышать в ней было ой как непросто и душно, но без нее к больному чумой идти было бы уж совсем страшно. Смысл маски заключался в изоляции лица от «ядовитой атмосферы», кишащей миазмами болезни, в «клюв» маски вкладывались лекарственные травы и сильно пахнущие вещества, в нос и уши — губка, пропитанная ладаном, а дыхание было возможно через вентиляционные отверстия в «клюве».
Еще для профилактики следовало жевать чеснок, который в рот следовало взять, разумеется, заранее — отверстие для рта в маске не предусматривалось. Под масками скрывались как высокообразованные люди, так и полные неучи, нанятые убирать трупы. Забегая вперед, скажем, что даже всем ныне известный Нострадамус успел «поработать» чумным доктором, потеряв за время эпидемии всю семью. Стекла, защищающие глаза доктора, в маске часто были красного цвета, что тоже было призвано отпугивать болезнь. Красному цвету в те поры придавалось мистическое значение, например, основное лечение больного оспой заключалось в облачении во все красное и пребывании в постели с красными занавесями. Кожаные штаны защищали обмазанное маслами и благовониями тело (может от блох и помогало?). Кожаные перчатки защищали руки, их ни в коем случае не снимали в процессе осмотра больного, что, безусловно, тоже было рационально.
Важным элементом костюма являлась тяжелая деревянная трость, своеобразный «щуп», не столько для опоры при ходьбе, сколько для других — профессиональных — целей. Главное — ею было удобно ворочать тела, чтоб лишний раз не трогать их руками, особенно, когда не ясно — жив пациент или уже нет: зашевелился — точно еще жив. Трость весьма годилась и для самозащиты — ведь на улицах было преизрядно безумцев, в том числе агрессивных, лишившихся рассудка от стресса и переживаний (сейчас это бы назвали психозами) и даже больных, желавших всеми силами заразить кого-нибудь, да и просто разбойников-мародеров. Черная широкополая шляпа и черный плащ довершали образ. Из-за характерного костюма, дающего доступ во все дома, были случаи и когда под маской докторов скрывались вообще неучи-самозванцы с намерениями личного обогащения.
Купить книгу "Бич Божий. История чумы"