Давайте мы вам расскажем о самом обычном грузо-пассажирском пароходе!
По иронии судьбы он сыграл довольно важную роль в финале Гражданской войны на Дальнем Востоке. В «белом» разделе книги «Гражданская война в Якутии», которая вышла в нашем издательстве, говорится о том, что 21 сентября 1922 года на пароходе «Томск» в Аян был направлен второй эшелон Сибирской народной дружины под командованием генерала Вишневского – всего 187 человек. 1 октября войска прибыли в Якутию, где уже вовсю действовали части первого эшелона под командованием генерала Пепеляева. Боевые действия шли своим чередом, а «Томск» отправился обратно во Владивосток.
Этот пароход (типа «Тверь») был построен специально для плавания в Охотском и Беринговом морях. 10 августа 1911 г. Он был заказан за 737 900 руб. для линий Татарского пролива и охотско-камчатской. Плавания начались в 1913 году…
Скорее всего, это именно «Главком Уборевич» в 1922 году
После возвращения во Владивосток «Томск» через некоторое время направился в Отару. Обратно он вернулся 21 ноября 1922 года. За это время Дальневосточная Республика вошла в состав РСФСР, а сам пароход внезапно оказался в рядах советского Добровольного флота. Еще через несколько дней, в начале декабря, «Томск» включили в состав Морских Сил Дальнего Востока, в качестве вспомогательного крейсера, вооружили четыремя 120-мм пушками, переименовали в «Главком Уборевич» и отправили в Петропавловский порт (Будущий Петропавловск-Камчатский). Новоиспеченный крейсер высадил в порту десант из 300 человек, целью которого была экспедиция в Чукотку для предотвращения бегства остатков белых через Берингов пролив на Аляску. 11 января 1923 года «Главком Уборевич» пришел обратно во Владивосток. Здесь его разоружили, вернули имя «Томск» и окончательно записали в Добровольный флот. Но на этом якутская эпопея для парохода не закончилась. Осенью 1923 года ему пришлось снова идти в Аян для того, чтобы вывезти оттуда части Красной Армии, добивавшие отряды Пепеляева.
«Томск» в Петропавловске-Камчатском, начало тридцатых годов
На этом, впрочем, служба «Томска» не закончилась — после эксплуатации в числе судов Дальневосточной главной конторы АО «Совторгфлот» он прошел капитальный ремонт летом 1932 года и был передан РККФ для усиления Морских сил Дальнего Востока. Там он был переоборудован в минный заградитель и стал флагманом 1-ой морской бригады (бригады заграждения и траления). Во время Великой Отечественной войны ставил оборонительные заграждения в районе Владивостока, высего выставив более тысячи мин, и окончательно покинул службу только в конце 1956 года.
Минзаг «Томск» на службе РККФ
Вот так обычный пароход принял участие в последней кампании Гражданской войны, причем умудрился повоевать за обе стороны, застал ВОВ и даже после войны исправно прослужил Красному флоту более десяти лет.