Идеологическая подготовка курсантов в учебном лагере СС «Травники»

Идеологическая подготовка курсантов в учебном лагере СС «Травники»

Отрывок из книги Арона Шнеера «Профессия – смерть»

Существенной частью идеологической подготовки травниковцев было кино. На допросе 27 апреля 1961 г. Э. Шульц подтвердил, что «в Травниках немцы демонстрировали какие-то кинофильмы для вахманов». Однако их содержание и направленность не вспомнил. В. Дмитриев, напротив, на допросе сказал, что «периодически показывали для нас кинобоевики, в которых предносились подвиги немцев». Речь идет о том, что в обязательную идеологическую программу подготовки коллаборационистов входили просмотр нацистской кинохроники «Немецкое еженедельное обозрение» (Die Deutsche Wochenschau), а также антисемитские и антисоветские фильмы. Вероятно, что каждый набранный курс вахманов смотрел фильм режиссера Фрица Хипплера «Вечный жид» (Der Eweige Jude), вышедший на экраны в ноябре 1940 г. В самом начале фильма сказано, что использованы кадры, сделанные в польских гетто, «демонстрирующие истинный образ еврея». Здесь ходит чума, угрожающая существованию арийских народов. <…> Они другие телом, а главное — душой. Одновременно с евреями по миру мигрировали крысы».

кино1

«Вечный жид» подавался немецкими авторами как документальный фильм о роли евреев в мировой истории. Евреи изображались в нем как паразиты, существа, похожие на крыс, неопрятные, гряз ные, помешавшиеся на деньгах; лица, которым чужды все высшие духовные ценности; совратители мира: «Им нужен лишь базар, они не умеют что-либо делать сами», «Они разносят болезни, они безобразны, трусливы и ходят стаями». И параллельно с лицами и фигурами евреев показывались стаи крыс, снятые в трущобах гетто. Сцены ритуальных убийств животных в кошерном стиле призваны усилить до гротеска впечатления от садизма еврейской «религии». Фильм не завершается призывами к уничтожению евреев, но его смысл достаточно ясен: единственный путь к спасению мира лежит через ликвидацию всех евреев, включая детей в оккупированной Европе. «Эта картина помогла рядовому человеку понять необходимость мер, принятых правительством. Главной задачей фильма была идеологическая и психологическая подготовка германского народа, его союзников и населения оккупированных стран к “окончательному решению еврейского вопроса”».

кино2

5 сентября 1940 г. на Венецианском фестивале состоялась премьера художественного фильма режиссера Файта Харлана — «Еврей Зюсс» (Jud Süß). Некоторые историки кинематографа считают эту картину лучшим пропагандистским фильмом нацистской Германии. 30 сентября 1940 г. Генрих Гиммлер отдал распоряжение о том, чтобы «СС и полиция в полном составе в течение зимы посмотрели фильм “Еврей Зюсс”». Вполне возможно, что и этот фильм был включен в учебную программу подготовки вахманов СС в Травниках.

«Урок “Еврея Зюсса” очевиден: евреи — паразиты на теле общества, и их следует уничтожить. Главной задачей фильмов “Вечный жид” и “Еврей 3юсс” была идеологическая и психологическая подготовка германского на рода, его союзников и населения оккупированных стран к “окончательному решению еврейского вопроса”. Тех, кто видел “Der Ewige Jude” и “Jud Süß”, легче удержать в подчинении, и дело тут было не в осознании своей вины как соучастника. Просто эти люди уже были убеждены, что иного выхода, кроме уничтожения евреев, у германских властей нет».

кино3

Лобынцев четко определил результаты такой агрессивной, постоянной антисемитской пропаганды и обучения: «убивали мы мирных людей ни за что, без всяких оснований, лишь за то, что они были евреями».

Кратко и точно определил цели обучения курсантов в лагере Травники А. Остапенко: «Главное направление этого обучения было… вышибить дух советский. <…> Они вышибали из человека все человеческие качества».

Некоторые курсанты, быстро овладевшие учебной программой, становились преподавателями. Так, Э. Шульц показал, что через короткое время обучения ему самому поручили проводить занятия и вскоре ему было присвоено звание обервахмана. «Мне иногда командир взвода поручал проводить занятия с группой вахманов по строевой подготовке и отработке оружейных приемов. К тому же немцы приняли во внимание и мою фамилию, то есть что мой отец был немцем. Я считаю, что эти обстоятельства и явились основанием того, что мне перед окончанием учебы было присвоено указанное звание. О присвоении мне этого звания объявил штабной работник лагеря Зибенайхер».

Не только фольксдойч становились обервахманами и младшими командирами, так, в начале 1942 г. получил звание обервахмана и Жингалиев. Он был назначен командиром отделения и «обучал военному делу курсантов».

Занятия повзводно, по показаниям многих травниковцев, проводили командиры взводов — немцы-фольксдойч, они вели занятия по строевой подготовке, по уставу караульной службы, изучению команд на немецком языке. Например, строевые занятия проводил немец из бывших военнопленных Вильгельм Кайзер, имевший звание цугвахмана. Он был родом из Советского Союза и хорошо говорил по-русски. Занятия о порядке несения службы вахманами, немецким командам и строевым песням обучали немцы через переводчиков.

Заказать книгу «Профессия – смерть»