Глава из книги Даниэля Клугера «Перешедшие реку. Очерки еврейской истории»
Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом, как и почему на протяжении многих веков у евреев среди традиционно еврейских имен существует имя Александр? Причем появилось оно намного раньше, нежели Иудея начала ощущать влияние эллинизма. История появления этого имени столь же интересна, сколь и поучительна, поскольку свидетельствует о феномене исторической памяти и об относительности славы.
Когда великий завоеватель Александр Македонский покорил Египет, египетские жрецы объявили его сыном божества, сыном Амона (греки и македонцы отождествляли его с Зевсом) — верховного бога египетского пантеона. В его честь были построены храмы, ему воздавали божественные почести. С этого момента, по свидетельству современников, в каждом покоренном городе македонский завоеватель требовал возведения храма в свою честь — в честь сына Зевса-Амона божественного Александра — и соответствующего поклонения. Сейчас трудно сказать, действительно ли сам великий Александр верил в свое особое происхождение или же он решил таким образом укрепить и освятить свою власть — власть над гигантской разноплеменной державой. Возможно, сказывались также его давняя неприязнь к отцу — царю Филиппу и быстро растущее недоверие к прежним соратникам, сопровождавшим царя с юности и потому относившимся к нему хотя и с уважением, однако без должного, как полагал царь, почтения. Милостиво позволив жрецам чужого народа провозгласить себя сыном Амона (возможно, он сам же тайно и приказал им сделать это), Александр как бы поднялся на недосягаемую для смертного высоту — и над своим прежним окружением, и над своим противником Дарием.
Этот новый культ легко распространялся по Азии по мере все новых и новых завоеваний — среди народов, населявших покорявшиеся страны, издавна существовал такой элемент религиозных представлений, как обожествление царей и вождей.
Придя в Палестину, царь ожидал того же и от евреев. Тем более что население всех иудейских городов (за исключением Газы) без сопротивления признало суверенитет македонского завоевания. Но... Тут Александра Великого ждало жестокое разочарование.
Когда македонское войско подходило к Иерусалиму, навстречу ему вышла представительная делегация во главе с самим первосвященником Храма. Евреи пришли в ужас от кощунственного требования завоевателя. Им, столько веков ведшим непримиримую борьбу с культами Баалов, предлагалось признать божеством простого смертного — пусть и великого завоевателя, но только человека!
И они отказались воздавать царю божественные почести. Этот отказ мог иметь трагическую развязку... Перечить покорителю мира! Александр был разгневан. Казалось, еще мгновение — и он прикажет стереть с лица земли и город, и народ, осмелившийся его ослушаться.
Положение спас первосвященник. Объяснив царю невозможность и кощунственность его требования с точки зрения норм еврейской религии, он предложил иной способ выразить уважение великому завоевателю.
— Все мальчики, — сказал он, — родившиеся у евреев в этом году, будут названы в честь царя Александрами. Этого имени не было у евреев раньше. С этого времени оно появится у евреев — в память о величайшем царе.
Это предложение привело грозного царя в восторг — таким необычным способом его еще не чтил ни один народ. Он милостиво согласился не настаивать на своем первом требовании. В дальнейшем Александр Македонский неизменно выказывал свое благоволение евреям и даже позволил им селиться в недавно выстроенной египетской Александрии.
Прошли тысячелетия. Ни один храм, возведенный в честь грозного царя, не сохранился до наших дней. Держава его рухнула сразу после смерти Александра. Даже о месте его погребения до сих пор спорят ученые.
А вот имя Александр, пришедшее к еврейскому народу столь странным образом в IV веке до н. э., продолжает существовать в еврейских семьях. Правда, за эти тысячелетия оно видоизменилось, превратившись в уже сугубо еврейское (по звучанию) имя Сендер.
Больше очерков в книге «Перешедшие реку»