В День ВДВ хочется вспомнить об одном человеке, который сделал для десантников (да и для всего развития авиации) больше, чем многие. К сожалению, Павла Гроховского часто упоминают в связи с его курьезными и завиральными изобретениями, однако он вовсе не является такой одиозной фигурой, как, например, Курчевский и Дыренков.
20-е и 30-е годы в СССР проходили под знаком всеобщего изобретательства и рационализаторства – шаротанки, шагающие мясорубки, шаропоезда и динамореактивные пушки... все — от комдивов до пионеров выдумывали свои свинтопрульные машины, которые должны были улучшить жизнь у нас и ухудшить таковую у врага.
Итак, Павел Гроховский. Революционный матрос, активный участник Гражданской войны, крупный флотский партийный начальник. После войны заканчивает летную школу и становится военным пилотом. Крайне интересуется техникой и начинает заниматься изобретательством. Первое изобретение – керамические учебные авиабомбы — он воплощает прямо у себя дома. Получается полезная вещь: на учениях не нужно тратить настоящие и дорогие боеприпасы. Гроховского заметили – и как летчика, и как изобретателя — и стали продвигать по обоим направлениям (весьма редкое сочетание!). Гроховский делает быструю карьеру. В 1929 году он стал лётчиком-испытателем НИИ ВВС, причем одновременно был руководителем конструкторского отдела при Управлении ВВС РККА. В 1932 году Гроховского назначили начальником и главным конструктором Особого конструкторского производственного бюро ВВС РККА. А с 1934 по 1937 годы он был начальником и главным конструктором Экспериментального института Наркомата тяжёлой промышленности и вооружений РККА.
Гроховский с парашютом своей конструкции
Отдел, который возглавлял Гроховский, работал по направлению «Воздушная пехота». Вопрос высадки солдат с воздуха к тому времени уже назрел. 12 августа 1930 года (именно 12, а не 2, как принято считать сейчас), был совершен первый в мире воздушный десант. 12 человек в два приема были выброшены с борта бомбардировщика ФГ-62 «Голиаф». Прыгали они на американских парашютах системы Ирвинга, которые предназначались для летчиков, для них и были закуплены. Несмотря на то, что почти все участники первого десанта имели дело с парашютами впервые в жизни, мероприятие прошло без ЧП.
Участники первого в истории воздушного десанта
Ирвинговские парашюты стоили дорого – 1000 рублей золотом, а требовалось их великое множество. Кроме того стало ясно, что для парашютистов они неудобны — ранец находится в области ягодиц. Напомним – все же эта система предназначалась для летчиков. В это время Гроховский и его сотрудники как раз занимались разработкой своего парашюта. Задача была сделать лучше и дешевле. Разработок было много – в качестве материала вместо шелка использовались хлопчатобумажные ткани: нансук, перкаль. На некоторых моделях вместо строп были даже бельевые веревки. Разработки, хотя и имели нарекания, были вполне успешными. Гроховский, надо заметить, испытывал свои парашюты и прочие изобретения лично. Испытания всего, что напроизводили конструктор и его подчиненные: парашютов, комбинезонов (со вшитой в них подвесной системой), десантных люлек («гробы Гроховского»), начались летом 1931 года. Все это работало не всегда с задуманным эффектом, но впечатление производило огромное. Далеко не все разработки пошли в серию, но идеи Гроховского использовались, например, уже при создании серийных парашютов. Полностью отказаться от шелка в то время не удалось, но удешевить изделия смогли.
Гроховский (спиной) инструктирует парашютистов перед показательными прыжками
Гроховский фонтанировал идеями – авиабусы для сброса с самолетов на бреющем полете, системы подвески автомобилей и танков к бомбардировщику, различные контейнеры для сброса грузов, планеры, в том числе надувной резиновый планер для НКВД, бронемотоциклы, десантируемые огневые точки, подвесные десантные кабины, подвесные кассеты для перевозки десантников под крыльями самолетов-разведчиков и многое другое, даже тяжелые бомбардировщики. Значительная часть подобных проектов осталась на уровне эскизов, но что-то было сделано и даже испытано. Между прочим, партия парашютов конструкции Гроховского была закуплена Францией и именно на этих парашютах прыгали первые французские десантники.
«Гроб» Гроховского
Гроховского очень подводило отсутствие даже среднего технического образования и неумение концентрироваться и ограничивать свое воображение. Он был человеком своей эпохи. Не хотел и не умел считать деньги. Речь не идет о стяжательстве. Гроховский был настоящим фанатиком-бессеребренником. Мало того, что он сам постоянно рисковал на испытаниях — он вовлек в них свою жену, которая прыгала с парашютом его конструкции. Для отработки десантирования автомобиля он не пожалел свой личный ГАЗ-А, и угробил его. Кстати говоря, после этой неудачи Гроховский и его подчиненные разработали методику десантирования техники методом срыва, которая применяется до сих пор.
Эскиз десантирования из люлек
К казенным деньгам Гроховский относился с пренебрежением – мог, узнав об интересной идее, выгрести все из сейфа и отдать на реализацию. Этим пользовались многочисленные прохиндеи и подлецы. Гроховский был в большом фаворе у Тухачевского в бытность того начальником вооружений РККА, и у командующего ВВС Алксниса. Но «заходом» в области интересов конкурентов он нажил себе могущественных врагов. Одним из них был Туполев. При первой же возможности тот прикрыл КБ Гроховского (в качестве повода были использованы финансовые нарушения). Конструктора сделали завхозом ОСОАВИАХИМА. Одновременно Гроховский был членом редколлегии журнала «Техника-молодежи». Для дела его больше не использовали. Осенью 1942 года Гроховского арестовали и в мае 1943 расстреляли.